Положение о проведении занятий по учебной дисциплине «Физическая культура»

РАССМОТРЕНО
На заседании Совета техникума
Протокол № ____ от «___» ____ 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
ГБПОУ АО «СТСиС»
№ ____ от «__» _____ 2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ
по учебной дисциплине/предмету «Физическая культура»
в государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении Архангельской области «Северодвинский техникум
судостроения и судоремонта»
1. Общие положения
1.1Положение о проведении занятий по учебной дисциплине/предмету
«Физическая культура» (далее – Положение) в ГБПОУ АО «Северодвинский
техникум судостроения и судоремонта» (далее – Техникум) определяет
требования к проведению занятий по дисциплине/предмету «Физическая
культура»
при
реализации
образовательных
программ
среднего
профессионального образования (далее – образовательные программы СПО).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральным законом от 24.11.1995 № 181–ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
– Федеральным законом 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации»;
– Федеральными государственными образовательными стандартами
среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) и среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО);
– приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
– письмом Минобрнауки России от 31.10.2003 №13-52-263/123 «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
– локальными нормативными актами образовательной организации.
1.3. Учебная дисциплина/предмет «Физическая культура» является
составной частью профессиональной подготовки и общей культуры
обучающихся, обязательным разделом компонента профессионального
образования, значимость которого проявляется в гармонизации духовных и
физических сил обучающихся, формирования у них таких общечеловеческих
ценностей, как здоровье, физическое и психологическое благополучие,
физическое совершенство.

1.4. Содержание учебной дисциплины/предмета «Физическая культура»
определяется ФГОС СПО, ФГОС СОО, рабочей программой.

2. Цель и задачи физического воспитания
2.1. Цель физического воспитания обучающихся – формирование
физической культуры личности, обеспечивающей готовность к социальнопрофессиональной деятельности, приобщение к здоровому образу жизни,
систематическому физическому самосовершенствованию.
2.2.Достижение цели физического воспитания предусматривает решение
следующих задач:
– создание у обучающихся целостного представления о физической
культуре общества и личности, о роли в личностном, социальном и
профессиональном развитии;
– приобретение основ теоретических знаний и практических умений и
навыков по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное
самостоятельное использование их средств, форм и методов;
– формирование осознанной потребности в физическом самовоспитании,
самосовершенствовании, здоровом образе жизни;
– воспитание нравственных, физических, психических качеств и свойств,
необходимых для личностного и профессионального развития;
– обеспечение общей и профессионально-прикладной физической
подготовленности обучающихся;
– приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере
физической культуры и спорта для достижения жизненных и
профессиональных целей.
3. Организация учебного процесса по дисциплине/предмету
«Физическая культура»
3.1. Физическое воспитание осуществляется на протяжении всего
учебного процесса в следующих основных формах:
– учебные аудиторные занятия;
– самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом,
занятия в спортивных секциях;
– массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия.
3.2. На основании ФГОС СПО/СОО, реализуемых образовательной
организацией профессий, учебная дисциплина/предмет «Физическая культура»
предусматривает еженедельно не менее 2 часов обязательных занятий и 2 часов
самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в
спортивных секциях).
3.3. Учебный процесс осуществляется в учебных группах, которые
организуются в начале учебного года на каждом курсе.
3.4.Работа по врачебному контролю над состоянием здоровья
обучающихся
проводится
в
организациях
здравоохранения

(поликлиниках),осуществляющих медицинское обследование состояния их
здоровья в течение всего периода обучения в образовательной организации.
3.5. По результатам медицинского обследования (врачебного контроля)
обучающиеся по состоянию здоровья распределяются в следующие
медицинские группы:
– основную;
– подготовительную;
– специальную медицинскую (далее – СМГ).
3.6. Основная медицинская группа предназначена для обучающихся,
имеющих высокий и средний уровень физического и функционального
состояния своего организма.
Физическое воспитание обучающихся, имеющих основную медицинскую
группу здоровья, решает следующие задачи:
– формирования позитивного отношения, интереса и потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
– повышения физического здоровья обучающихся на основе увеличения
арсенала двигательных способностей, профессиональной прикладной и
методической подготовленности;
– подготовки и участия в массовых физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях и соревнованиях по видам спорта,
предусматривающих широкое вовлечение обучающихся в активные занятия
физической культурой.
3.7 Подготовительная медицинская группа предназначена для
обучающихся, имеющих низкий уровень физического состояния (физического
развития и физической подготовленности).
Учебный процесс у обучающихся с подготовительной медицинской
группой здоровья направлен на:
– комплексное использование средств физической культуры и спорта по
типу общефизической подготовки;
– повышение уровня физического и функционального состояния;
– профилактическое использование средств физической культуры в
оздоровительных целях;
– приобретение дополнительных, необходимых знаний по основам
психологического, педагогического, врачебного и биологического контроля, по
методике и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
и избранными видами спорта.
3.8. Специальная медицинская группа предназначена для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, имеющих отклонения в состоянии
здоровья либо проходящих реабилитацию после перенесенных заболеваний.
Комплектование подгрупп СМГ производится по необходимости, исходя
из характера заболеваний обучающихся, уровня их физического и
функционального состояния.
Учебный процесс в СМГ направлен на:
– избирательность средств (подбор и дозирование упражнений) с учетом
показаний и противопоказаний при заболеваниях обучающихся;

– формирование у обучающихся волевых компонентов, интереса,
активности и объективной потребности в регулярных занятиях физическими
упражнениями;
– принятие и усвоение обучающимися знаний по методике использования
средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, по
контролю физического и функционального состояния организма;
– укрепление здоровья, коррекцию телосложения и осанки, повышение
функциональных возможностей и устойчивости организма к неблагоприятным
воздействиям окружающей среды.
3.9. В образовательной организации из числа обучающихся, имеющих
хорошую общефизическую и специальную подготовленность, применительно к
избранному виду спорта, может быть сформирована спортивная секция.
3.10. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имеющие
с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом
спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и
охраны труда.
Спортивная форма обучающихся включает в себя:
Для зала - спортивный костюм, футболка, спортивные шорты или трико,
носки, спортивную обувь (кеды или кроссовки со светлой подошвой).
Для улицы (осенний и весенний период) – спортивный костюм,
спортивные штаны, кроссовки (кеды), носки, куртка (легкая), шапочка.
В дождливые, ветреные и морозные дни спортивные занятия проводятся в
помещении. При благоприятных метеорологических условиях и в соответствии
с темой урока спортивные занятия проводятся на улице.
Для лыжной подготовки (зимний период) – лыжный костюм или куртка и
теплые спортивные штаны, теплые носки, шапочка и перчатки или рукавицы.
3.12. Если обучающийся не имеет спортивной формы:
- он к занятиям физической культурой не допускается,
- он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически
изучать учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все
указания преподавателя физической культуры;
- он должен быть готов к вопросу преподавателя относительно
проходимого учебного материала;
- преподаватель физической культуры обязан через куратора группы
донести информацию об отсутствии спортивной формы до родителей
(законных представителей) обучающегося.
3.11. При ухудшении самочувствия или получении травмы, обучающиеся
обязаны немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и
сообщить об этом преподавателю физической культуры. Преподаватель
физической культуры должен оказать первую помощь, обратиться к
медицинскому работнику и сообщить об этом администрации техникума.
3.12. От физических нагрузок (части физических нагрузок)
освобождаются обучающиеся, предоставившие справку медицинского
учреждения с указанием группы здоровья на начало каждого учебного года.

3.13. После болезни обучающиеся обязаны предоставить преподавателю
физической культуры копию справки из медицинского учреждения,
подтверждающей пропуск учебных занятий по болезни.
Обучающиеся, временно освобожденные от физической нагрузки, от
дисциплины/предмета
«Физическая
культура»
не
освобождаются.
Преподаватель определяет вид, степень и уровень физических или иных
занятий с данными обучающимися на предстоящий урок:
- теоретическое изучение материала (реферат, устный доклад),
- посильная помощь в судействе или организации урока.
3.14. Все обучающиеся, освобожденные от физических нагрузок,
находятся в помещении спортивного зала или на спортивной площадке под
присмотром преподавателя физической культуры.
3.15. По итогам учебного периода по дисциплине/предмету «Физическая
культура» проводится промежуточная аттестация в формах, определенных
учебным планом.
Обучающиеся с основной и подготовительной группами здоровья,
выполнившие
требования
рабочей
программы
по
учебной
дисциплине/предмету
«Физическая
культура»,
сдают
зачет/дифференцированный зачет в виде выполнения контрольных нормативов
по общей физической подготовке.
Для
обучающихся
специальной
медицинской
группы
зачет/дифференцированный зачет проводится посредством выполнения
заданий, направленных на проверку усвоения теоретических понятий, на
проверку готовности применять теоретические знания и профессиональнозначимую информацию.
3.16.
Обязательными
условиями
допуска
обучающихся
к
зачету/дифференцированному зачету по дисциплине/предмету «Физическая
культура» является:
– регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая
необходимый уровень физического и функционального состояния организма;
– наличие соответствующей спортивной одежды и обуви.
3.17. Зачеты/дифференцированные зачеты проводятся согласно
расписанию на последнем занятии.
Контрольные упражнения и нормативы определены комплектом
контрольно-измерительных материалов, разработанных преподавателем
физической культуры.
Перечень заданий для зачета/дифференцированного зачета доводится до
сведения обучающихся на вводном теоретическом занятии.
3.18. Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе,
выполняют нормативные требования, разработанные преподавателем
физической культуры в соответствии с программой с учетом показаний,
противопоказаний и функциональных возможностей.
3.19. Промежуточная аттестация обучающихся, освобожденных от
физических нагрузок, может проходить в форме подготовки и защиты
реферата.

4.Особенности организации и проведения учебных занятий
по физической культуре для обучающихся с инвалидностью
и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
4.1. Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид – лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость
его социальной защиты.
4.2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
обучающийся с ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
4.3.Объем занятий по физической культуре определяется ФГОС. Для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГОС требует
устанавливать особый порядок освоения этой дисциплины с учетом состояния
их здоровья.
4.4. Основная цель занятий по физической культуре направлена на
формирование физической культуры личности, адаптивно-компенсаторных
механизмов организма, повышение уровня физической подготовленности и
работоспособности, проведение профессионально-прикладной подготовки к
будущей профессиональной деятельности.
4.5.Особый порядок освоения дисциплин по физической культуре
обучающимися с ОВЗ и инвалидами устанавливается на основании соблюдения
принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
4.6. Главной задачей в процессе занятий для обучающихся с ОВЗ и
инвалидов является развитие и совершенствование двигательных (физических)
способностей и физических качеств с применением средств и методов
физической культуры, не имеющих противопоказаний по использованию на
практических занятиях
4.7.В зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности
возможностей в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной
экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, занятия для
обучающихся с ОВЗ и инвалидов могут быть организованы в следующих
видах:
– занятия в общих медицинских группах;
– занятия в специальных медицинских группах, предусматривающие
подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально
оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе;
– занятия в специальных медицинских группах по настольным,
интеллектуальным видам спорта;
– лекционные занятия в специальных медицинских группах по тематике
здоровьесбережения.

4.8.Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья
постоянного характера, на основании медицинского заключения могут быть
освобождены от практических занятий по физической культуре и спорту.
4.9.Особые условия освоения дисциплины/предмета «Физическая
культура» предоставляются на основании заявления обучающегося,
содержащего сведения о необходимости создания соответствующих
специальных условий, а также в соответствии с заключением медицинской
организации или учреждения медико-социальной экспертизы.
4.10.При формировании групп для занятий по физической культуре
обучающиеся с ОВЗ и инвалиды вместе с заявлением обязаны представить
медицинское заключение/медицинскую справку, позволяющие отнести их к
одной из медицинских групп.
4.11.Объем
занятий,
требования к оформлению
результатов
самостоятельной работы, особенности контроля результатов освоения
дисциплины, условия допуска к прохождению промежуточной аттестации, а
также порядок их выполнения обучающимися с ОВЗи инвалидами
устанавливаются адаптированной рабочей программой дисциплины/предмета
по физической культуре.
4.12.Занятия с обучающимися с ОВЗ и инвалидами, включенными в
специальные медицинские группы, проводятся по специальной учебной
программе. В отдельных случаях, при наличии противопоказаний к групповым
занятиям могут предусматриваться занятия лечебной физкультурой.
4.13.Освоение теоретических разделов по физической культуре из
учебной программы обучающимися с ОВЗ и инвалидами, осуществляется в
порядке, принятом для всех обучающихся.
4.14.Во время проведения практических занятий обучающиеся с ОВЗ и
инвалиды должны соблюдать следующие правила:
– выполнять физическую нагрузку по заданию педагогического
работника, согласно индивидуальной программе, под контролем показателей
физического развития, физической подготовленности и функционального
состояния основных физиологических систем организма;
– не использовать средства и методы физической культуры,
противопоказанные при основном и сопутствующих заболеваниях;
– не нарушать дозировку физической нагрузки во время организованных
групповых занятий;
– использовать во время практических занятий только разрешенные и
рекомендованные специалистами средства и методы физической культуры при
определенной нозологии и группе инвалидности;
– не нарушать правила поведения и технику безопасности во время
проведения практических занятий.
4.15.В случае невозможности комплектования групп (по причине
недостаточного количества обучающихся) допускается проведение занятий
обучающихся специальной медицинской группы во время занятий физической
культурой других медицинских групп, при этом нагрузка обучающихся

дифференцируется с учетом их индивидуальных особенностей и отклонений в
здоровье.
4.16. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды выполняют разделы программы,
контрольно-зачетные тесты и требования, в соответствии с учебной
программой.
4.17. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и инвалидов по освоению
физической
культуры
устанавливаются
самостоятельно
каждой
образовательной
организацией
с
учетом
ограничений
здоровья,
индивидуальной программой реабилитации.
4.18. Процедура проведения промежуточной аттестации для
обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей и рекомендациями медико-социальной
экспертизы.
При необходимости предусматривается увеличение времени на
подготовку к зачету/дифференцированному зачету, а также предоставляется
дополнительное время для подготовки ответа на зачете/дифференцированном
зачете. При необходимости промежуточная аттестация может проводиться в
несколько этапов.
4.19. Для допуска к зачету/дифференцированному зачету по
дисциплине/предмету «Физическая культура» обучающийся с ОВЗ или инвалид
должен выполнить программу, а именно:
– освоить курс оздоровительной программы с учетом состояния своего
здоровья;
– изучить теоретический и методический курс и выполнить тестовые
задания;
– выполнить контрольные упражнения по определению функциональной
и физической подготовленности в соответствии с физическими возможностями
обучающегося
и/или
имеющегося(сопутствующего)
заболевания
по
рекомендации врача (для лиц, которым рекомендованы практические занятия
адаптивной физической культурой, не имеющих противопоказаний к
двигательной активности).
4.20.Основной акцент в оценивании учебных достижений по физический
культуре обучающихся с ОВЗ и инвалидов делается на стойкой их мотивации к
занятиям физическими упражнениями и динамике их физических
возможностей.
5. Заключительные положения
5.1.Настоящее Положение вступает в силу после его утверждения
руководителем образовательной организации.
5.2.В Положение могут вноситься изменения, дополнения в связи с
изменением федеральной нормативной базы и совершенствованием
образовательного процесса. Изменения и дополнения вступают в силу в
указанном выше порядке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.