2
Основная профессиональная образовательная программа разработана на основании
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 15.01.26 «Токарь – универсал», утвержденного приказом
министерства образования и науки Российской Федерации от «02» августа 2013 года №
821, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации от 20 августа
2013 года № 29543, с изменением, внесенным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22 августа 2014 года № 1039 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2014 года, регистрационный
№ 34070).
Организация – разработчик: ГБПОУ АО "Северодвинский техникум судостроения и
судоремонта"
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Основная профессиональная образовательная программа
1.2.Нормативно-правовые основы разработки ППКРС
2. Характеристика подготовки по профессии
2.1. Цель основной профессиональной образовательной программы
(ОПОП/ППКРС)
2.2. Срок освоения основной профессиональной образовательной программы
(ОПОП/ППКРС)
2.3. Трудоемкость ОПОП/ППКРС
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности
3.2. Объекты профессиональной деятельности
3.3. Виды профессиональной деятельности
4. Требования к результатам освоения ОПОП/ППКРС
4.1. Общие компетенции
4.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции
4.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции
5. Документы, определяющие содержание образовательного процесса
5.1. Рабочий учебный план (Приложение 1).
5.2. Календарный график учебного процесса (Приложение 2).
5.3. Рабочие учебные программы (Приложение 3).
6. Требования к условиям реализации ОПОП/ППКРС
6.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
6.2. Кадровое обеспечение реализации ОПОП/ППКРС
6.3. Материально-техническое обеспечение реализации ОПОП/ППКРС
7. Требования к оцениванию качества ОПОП/ППКРС
4
6
7
7
8
9
10
7.1. Фонды оценочных средств по текущему контролю знаний, промежуточной
аттестации (Приложение 4)
7.2. Требования к государственной итоговой аттестации обучающихся по
профессии 15.01.26 «Токарь – универсал»
Приложения (рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных
модулей, учебный план, календарный график и другие материалы)
12
4
1. Общие положения
1.1. Основная профессиональная образовательная программа
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП/ППКРС) по
профессии 15.01.26 «Токарь – универсал» реализуется на базе среднего общего
образования. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП/ППКРС)
представляет собой систему документов, разработанных и утвержденных ГБПОУ АО
«Северодвинский техникум судостроения и судоремонта» с учетом требований
регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного
стандарта профессии среднего профессионального образования 15.01.26 «Токарь –
универсал», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «02» августа 2013г. № 821, зарегистрированный Министерством юстиции
Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 29543, с изменением, внесенным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2014
года № 1039 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17
сентября 2014 года, регистрационный № 34070).
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП/ППКРС)
регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии
организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по
данной профессии и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин,
профессиональных модулей, учебной и производственной практики, фонды оценочных
средств и методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку
обучающихся.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП/ППКРС)
ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и
содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных
модулей, программ учебной и производственной практики, фондов оценочных средств,
методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП/ППКРС)
реализуется в совместной образовательной, научной, производственной и иной
деятельности обучающихся и работников техникума.
В реализации основной профессиональной образовательной программы участвуют
организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения,
проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной
деятельности, предусмотренных основной профессиональной образовательной
программой.
Обучение по основной профессиональной образовательной программе ведется на
русском языке.
1.2. Нормативные документы для разработки ОПОП/ППКРС.
Нормативную основу разработки ОПОП/ППКРС по профессии 15.01.26 «Токарьуниверсал» составляют:
Федеральный закон от 29.декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего
профессионального образования (далее – СПО) 15.01.26 «Токарь-универсал»,
утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №
821 от 02 августа 2013 года, зарегистрированный Министерством юстиции Российской
5
Федерации от 20 августа 2013 года № 29543, с изменением, внесенным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 №247
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 г.
№ 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего
профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. № 1580 «О внесении изменений
в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г.
№ 464»;
Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г. №
291;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. №
464;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 г.
№12-69 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО»;
Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО;
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 2 июня 2014г. № 632 «Об
установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального
образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 октября 2013г. № 1199, профессиям начального
профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009г. № 354, и
специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября
2009г. № 355»;
Приказ Министра обороны и Министерства образования и науки № 96/134 от
24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, ОУ, НПО и СПО
и учебных пунктах».
Приказ директора ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта»
от 03июня 2015г. №177 -уч, утвердивший «Положение о текущем контроле знаний и
промежуточной аттестации студентов ГБПОУ АО «Северодвинский техникум
судостроения и судоремонта».
6
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования,
утвержденного приказом министерства образования и науки РФ № 291 от 18 апреля
2013 года. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июня 2013 года. Регистрационный N
28785
Приказ Минобрнауки РФ от 23.01.2014 г. № 36 «Об утверждении порядка приема
на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции РФ 06.03.2014г. № 31529) с изменениями,
внесенными приказом Министерства образования и науки от 11.12.2015 № 1456.
Устав ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта»;
Положения и нормативные документы ОУ
2. Характеристика подготовки по профессии 15.01.26 «Токарь – универсал»
2.1. Цель основной профессиональной образовательной программы (ОПОП/ППКРС)
- формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по данной профессии, а также развитие у обучающихся личностных качеств.
Выпускник техникума в результате освоения ОПОП/ППКРС по профессии 15.01.26
«Токарь – универсал» будет готов к выполнению следующих видов профессиональной
деятельности:
токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов;
обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках
растачивание и сверление деталей;
обработка деталей и изделий на токарно-револьверных
ОПОП/ППКРС ориентирована на реализацию следующих принципов:
приоритет практико-ориентированных знаний выпускника;
ориентация на развитие местного и регионального сообщества;
формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в
профессиональной сфере, в том числе и к продолжению образования;
формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в
нестандартных ситуациях.
2.2. Срок освоения основной профессиональной образовательной программы
(ОПОП/ППКРС)
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.26 «Токарьуниверсал» и присваиваемые квалификации приводятся в таблице.
7
Образовательная
база приема
Наименование квалификации (профессий по
Общероссийскому классификатору
профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов) (ОК 016-94)
Нормативный
срок освоения
ОПОП/ППКРС
Токарь,
Токарь-карусельщик
Токарь-расточник
Токарь-револьверщик
10 месяцев
На базе среднего
общего
образования
2.3. Трудоемкость ОПОП/ППКРС
Число
недель
Количество
часов
Аудиторная нагрузка
16
576
Самостоятельная внеаудиторная работа
8,5
308
Учебная практика
8
288
Производственная практика
14
504
Промежуточная аттестация
1
36
Государственная итоговая аттестация
2
72
41
1476(1784)*
Учебные циклы
Итого:
* - с самостоятельной работой
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности
обработка деталей, металлических изделий с использованием основных технологических
процессов машиностроения на металлорежущих станках токарной группы.
3.2. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
заготовки;
детали и изделия;
инструменты;
токарные станки различных конструкций и типов;
специальные и универсальные приспособления;
контрольно-измерительные инструменты и приборы;
режущие инструменты;
охлаждающие и смазывающие жидкости;
техническая и справочная документация.
8
3.3. Виды профессиональной деятельности
Обучающийся по профессии 15.01.26 «Токарь – универсал», квалификация - Токарь,
Токарь-расточник, (2-3 разряда) готовится к выполнению следующих видов
профессиональной деятельности:
-токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов;
-обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках
-растачивание и сверление деталей;
-обработка деталей и изделий на токарно-револьверных станках.
4. Требования к результатам освоения ОПОП/ППКРС
4.1. Общие компетенции
Токарь – универсал должен обладать общими компетенциями, включающими в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и готовый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
4.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции
Токарь – универсал должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Вид профессиональной
Наименование профессиональных компетенций
деятельности
ПК 1.1. Обрабатывать детали и инструменты на токарных
Токарная обработка
станках
заготовок, деталей и
ПК 1.2. Проверять качество выполненных токарных работ.
инструментов.
ПК 3.1.Растачивать и сверлить детали на расточных станках
Растачивание и
различных типов.
сверление деталей
ПК 3.2. Проверять качество выполненных на расточных
станках работ
Обработка деталей и
ПК 2.1. Обрабатывать детали и изделия на токарноизделий на токарнокарусельных станках.
карусельных станках
ПК 2.2. Проверять качество выполненных на токарнокарусельных станках работ.
9
Обработка деталей и
изделий на токарноревольверных станках
ПК 4.1. Обрабатывать детали на токарно-револьверных
станках.
ПК 4.2. Проверять качество выполненных на токарноревольверных станках работ
5. Документы, определяющие содержание образовательного процесса
5.1. Рабочий учебный план (Приложение 1)
5.2. Календарный график учебного процесса (Приложение 2)
5.3. Рабочие учебные программы (Приложение 3)
5.4. Фонды оценочных средств (Приложение 4)
Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, учебной и
производственной практики разработаны преподавателями и мастерами
производственного обучения, рассмотрены на заседаниях МК, рекомендованы к
утверждению и утверждены директором ГБПОУ АО «Северодвинский техникум
судостроения и судоремонта». Рабочие программы дисциплин и профессиональных
модулей представлены на бумажных носителях.
Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, учебной и
производственной практики
Индекс дисциплины
в соответствии с
учебным планом
1
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
Наименование дисциплин, профессиональных модулей, практики
ОП.06
П.00
ПМ.01
ПМ.02.
ПМ.03
2
Общепрофессиональный цикл
Технические измерения
Техническая графика
Основы электротехники
Основы материаловедения
Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих
станках
Безопасность жизнедеятельности
Профессиональный цикл
Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов
Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках
Растачивание и сверление деталей
ПМ.04
ФК.00
УП.00
ПП.00
Обработка деталей и изделий на токарно-револьверных станках
Физическая культура
Учебная практика
Производственная практика
Требования к условиям реализации ОПОП/ППКРС
6.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
ОПОП/ППКРС обеспечивается учебно-методической документацией по всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
Реализация
основной
профессиональной
образовательной
программы
обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным
10
фондом, формируемым по полному перечню дисциплин и профессиональных модулей
основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной
подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся обеспечивается не менее чем одним учебным печатным
и/или
электронным
изданием
по
дисциплинам
общеобразовательного
и
общепрофессионального цикла и профессиональным модулям.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов и профессиональных
модулей, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на
каждые 100 обучающихся.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к комплектам библиотечного
фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями,
организациями и доступом к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети Интернет.
6.2. Кадровое обеспечение реализации ОПОП/ППКРС
Реализация основной профессиональной образовательной программы по
профессии обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее и высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Мастера производственного обучения имеют 3-4 разряд по рабочей профессии.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального цикла.
Преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировку в
профильных организациях не реже 1 раза в 3 года и повышение квалификации не реже 1
раза в 3 года.
6.3. Материально-техническое обеспечение реализации ОПОП/ППКРС
ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта» для
реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии
располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и
модульной подготовки, учебной практик, предусмотренных учебным планом.
Материально- техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
Технической графики
Технических измерений
Безопасности жизнедеятельности
11
Материаловедения
Электротехники
Технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах
Мастерские:
Токарная №1, №2
Тренажеры и тренажерные комплексы:
Тренажер для отработки координации движения рук при токарной обработке
Демонстрационное устройство токарного станка
Тренажер для отработки навыков управления суппортом токарного станка
Спортивный комплекс:
Спортивный зал
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Стрелковый тир (место для стрельбы)
Залы:
Библиотека
Читальный зал с выходом в Интернет
Актовый зал
Техникум имеет необходимые технические средства обучения: мультимедиа,
проекторы, 6 интерактивных досок, компьютерный класс с выходом в Интернет.
Основной базой производственной практики является АО «ЦС «Звездочка», с
которым у техникума оформлены договорные отношения. Имеющаяся база
производственной практики обеспечивает возможность прохождения практики всеми
обучающимися в соответствии с учебным планом.
Учебная практика проводится в учебно-производственных мастерских по каждому
профессиональному модулю и является его составной частью. Задания на учебную
практику приведены в программах учебной практики.
7. Требования к оцениванию качества ОПОП/ППКРС
7.1. Фонды оценочных средств по текущему контролю знаний, промежуточной и
государственной итоговой аттестации обучающихся
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной
программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную
итоговую аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний по каждой дисциплине
и профессиональному модулю разрабатываются преподавателями и мастерами
производственного обучения и доводятся до сведения обучающихся в течение первых
двух месяцев от начала обучения. Формы промежуточной аттестации определены
учебным планом по профессии.
Для аттестации обучающихся по соответствующей ОПОП/ППКРС (текущая и
промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить
знания, умения и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и
утверждаются техникумом самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации
темы выпускных письменных экзаменационных работ разрабатываются преподавателями
образовательного учреждения и согласовываются с работодателем.
Фонды оценочных средств по промежуточной аттестации и текущему контролю
представлены в Приложении 4.
12
7.2. Требования к государственной итоговой аттестации
обучающихся
по
профессии 15.01.26 «Токарь – универсал
Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия
уровня освоения компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и
уровень образования обучающихся Федеральному государственному стандарту по
профессии 15.01.26 «Токарь – универсал». К государственной итоговой аттестации
допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме
выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой
образовательной программе среднего профессионального образования, в соответствии с
представленными документами:
- учетный листок об освоении модуля;
- ведомость результатов промежуточной аттестации за весь период обучения;
-производственная характеристика по производственной практике.
Требования к выпускным квалификационным работам доводятся до сведения
обучающихся, не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой
аттестации.
Сроки проведения аттестационных испытаний, входящих в государственную
итоговую аттестацию, устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса.
Государственная
итоговая
аттестация
включает
защиту
выпускной
квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и
письменная экзаменационная работа).
Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной
работы содержанию одного или несколько модулей. Выпускная квалификационная работа
должна предусматривать сложность работы не ниже 2-3 разряда по профессии рабочего.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы определены в Положении о проведении государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования ГБПОУ АО
«Северодвинский техникум судостроения и судоремонта».