Положение о реализации индивидуального проекта

Принято Советом ГБПОУ АО
«Северодвинский техникум
судостроения и судоремонта»
Протокол № 19
от «26» июня 2024 года

Введено в действие приказом
Врио директора ГБПОУ АО
«Северодвинский техникум
судостроения и судоремонта»
от «27» июня 2024 г. № 239

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации индивидуального проекта обучающихся в государственном
бюджетном профессиональном образовательном учреждении Архангельской
области «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта»
(ГБПОУ АО «СТСиС»)
1. Общие положения
1.1. Положение о реализации индивидуального проекта в рамках дисциплин
общеобразовательного цикла (далее – Положение) регламентирует содержание,
порядок разработки и защиты индивидуального проекта обучающихся и особенности
его оценки в рамках получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями, ред. 12 июня 2024 г.);
- Приказом Минпросвещения России от 24 августа 2022 г. № 762 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего

образования» (с изменениями и дополнениями, ред. 12 августа 2022 г.);
- Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- Распоряжением Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98 «Об
утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной

направленности

программ

среднего

профессионального

образования, реализуемых на базе основного общего образования»;

- Письмом Минпросвещения России от 14.06.2024 № 05-1971 «О направлении
рекомендаций» (Рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального образования);
- Методическими рекомендациями по реализации индивидуального проекта в
рамках

дисциплин

общеобразовательного

цикла,

реализуемого

в

среднем

профессиональном образовании (ИРПО, декабрь 2023 г.).
1.3. Обозначения и сокращения:
ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
СПО – среднее профессиональное образование;
СОО – среднее общее образование;
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт;
ФОП – Федеральная образовательная программа;
ОП – образовательная программа.
2.Особенности проектной деятельности в рамках реализации
общеобразовательной подготовки
2.1. Проектная деятельность – целенаправленно организованная работа студентов
под руководством преподавателя по актуальной проблеме, представляет собой учебнопознавательную, поисковую, творческую и научно-исследовательская деятельность,
предусматривающую конкретные цели и задачи, методы, формы работы, создание
интеллектуального продукта.
2.2. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов
развивающего (личностно-ориентированного) обучения и направлена на выработку
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка
информации,

проведение

экспериментов,

анализ

полученных

результатов),

способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет
знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно
важным или профессиональным проблемам.
2.3. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), является
обязательным компонентом всех учебных планов на базе основного общего

образования и рассматривается как процедура итоговой оценки достижения
планируемых предметных и метапредметных результатов освоения СОО.
Перечень планируемых результатов выполнения индивидуального проекта в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО, ФОП СОО представлен в рабочей
программе по дисциплине и в Методических рекомендациях по выполнению и защите
индивидуального проекта.
2.4. Выполнение индивидуального проекта и его защита обязательны для каждого
обучающегося, осваивающего ОП СПО на базе основного общего образования.
Невыполнение

индивидуального

проекта

равноценно

получению

неудовлетворительной оценки по учебной дисциплине.
2.5. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких
изучаемых общеобразовательных дисциплин, с учетом получаемой профессии.
2.6. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования

работы,

отбора

и

интерпретации

необходимой

информации,

структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.
2.7. В зависимости от доминирующего вида деятельности проект может быть:
- исследовательский,
- информационно-поисковый (информационный),
- социально-ориентированный (социальный),
- практико-ориентированный (прикладной),
- конструкторский,
- инженерный,

- творческий.
2.8. Результаты проекта оцениваются по определенным критериям.
2.9. Основные этапы работы над проектом:
- подготовительный этап: поиск проблемного поля, выбор темы и ее
конкретизация;
- поисковый этап: определение и анализ проблемы, постановка цели и задач
проекта;
- аналитический этап: сбор и анализ необходимой информации, определение типа
проекта, определение плана работы над индивидуальным проектом;
- практический этап: реализация запланированных шагов по работе над проектом,
формулирование предложений по возможностям использования результатов проекта;
- заключительный этап: подготовка к презентации проекта, презентация проекта,
рефлексия.
3. Организация реализации индивидуального проекта
3.1. В соответствии с Рекомендациями по получению СОО в пределах освоения
ОП СПО индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение освоения
общеобразовательного цикла в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом. Необходимо выделение аудиторной нагрузки на каждого студента в
количестве 32 часов по расписанию. Выделенный объем часов может распределяться
одному или нескольким преподавателям.
3.2. В целях организации проектной деятельности до 15 сентября текущего
учебного года преподаватель общеобразовательной учебной дисциплины определяет
тематику индивидуального проекта, темы выносятся на обсуждение методических
объединений,

утверждаются

протоколом.

После

утверждения

тематики

индивидуальных проектов информация размещается в открытом доступе.
3.3. Темы индивидуальных проектов могут иметь предметный, метапредметный
или межпредметный характер.
С тематикой индивидуального проекта обучающиеся должны быть ознакомлены
не позднее 20 сентября, а с выбором дисциплины определиться до 1 октября.
3.4. Обучающиеся сами выбирают предметную область и тему индивидуального
проекта из предложенных преподавателями. Обучающиеся вправе предложить

преподавателю свою тему индивидуального проекта. Одну и ту же тему несколько
обучающихся выбрать не могут.
3.5. Тема индивидуального проекта закрепляется за обучающимся приказом
директора, где фиксируется учебная дисциплина и руководитель проекта.
Требования к квалификации преподавателей, осуществляющих руководство
индивидуальным проектом: опыт педагогической деятельности более 5 лет, наличие
первой или высшей педагогической квалификационной категории.
3.6. Руководитель индивидуального проекта знакомит обучающегося с планом
реализации проекта согласно рабочей программе по индивидуальному проекту.
2.7. Индивидуальный проект должен быть выполнен в соответствии с
Методическими рекомендациями по выполнению и защите индивидуального проекта.
4. Требования к содержанию и структуре индивидуального проекта
4.1. Обязательными элементами структуры индивидуального проекта являются:
пояснительная записка (описание проекта), план работы над индивидуальным
проектом, результат проекта, презентация для открытой защиты проекта, отзыв
руководителя.
4.2. В пояснительную записку (описание проекта) необходимо включать:
- определение актуальности работы,
- постановку проблемы (проблемного вопроса),
- формулирование гипотезы для исследовательских проектов (исследования) и
предполагаемой практической значимости от создаваемого «продукта» для других
проектов,
- обозначение цели, постановку задач,
- определение используемых ресурсов,
- обоснование применения избранных методов решения проблемы,
- описание этапов и результата работы,
- прогнозирование рисков и определение способов действий для их устранения
(для прикладного, конструкторского, инженерного),
- оценку приобретенного опыта.
4.3. Структура описания проекта содержит в себе:
- титульный лист,

- содержание,
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список использованных источников,
- приложение (при необходимости).
4.4. Результат индивидуального проекта должен быть представлен в форме
одного из следующих продуктов:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, газета, учебное
иллюстративное пособие, чертеж, путеводитель, словарь терминов и др.);
-

художественная

творческая

работа

(сценарий

акции/тематического

мероприятия, видеофильм, компьютерная анимация, разработка сайта и др.);
- материальный объект (макет, модель или иное конструкторское изделие);
- отчетные материалы по социальному проекту (анкета для проведения
социологического опроса, анализ результатов социологического исследования и др.).
5. Форма текущего контроля и промежуточной аттестации
5.1. Динамика изменений, вносимых в проект от момента замысла до
воплощения, подвергается текущему контролю.
Руководитель проекта должен довести до сведения обучающихся информацию о
процедуре проведения текущего контроля успеваемости, ознакомить с критериями
оценок.
5.2. Промежуточная аттестация по индивидуальному проекту проводится в
определенные сроки, в соответствии с учебным планом и календарным графиком
учебного процесса.
5.3. Видом промежуточной аттестации по индивидуальному проекту является
дифференцированный зачет, комплексный дифференцированный зачет, комплексный
экзамен.
Формой аттестации по индивидуальному проекту является открытая защита
выполненного индивидуального проекта. Защита индивидуального проекта проводится
за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

5.4. Обучающие, не выполнившие индивидуальный проект или не прошедшие
процедуру его защиты в установленные сроки, считаются имеющими академическую
задолженность. Они обязаны ее ликвидировать в порядке и в сроки, установленные
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов.
5.5. Аттестация по индивидуальному проекту обязательна для освоения среднего
общего образования.
6. Оценка результатов выполнения индивидуального проекта
6.1. Система оценки результатов выполнения индивидуального проекта должна
реализовывать компетентностный и уровневый подходы к оценке образовательных
достижений.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования,
причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а
умение реализовывать в практической деятельности полученные знания, навыки, а
также определенные приобретенные личностные качества и ценностные ориентации.
Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже
базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся
решать типовые учебные задачи.
6.2. Для оценивания индивидуального проекта преподаватель руководствуется
компетентностным и уровневым подходом сформированности навыков проектной
деятельности

и

метапредметных

результатов

освоения

общеобразовательной

подготовки.
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности,
дисциплинарных и метапредметных результатов освоения общеобразовательной
подготовки делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
по каждому из критериев, позволяющих оценить:
- способность поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование
и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и других;

- сформированность умений раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать
имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность умений самостоятельно планировать и управлять своей
познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для
достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях;
- способность ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
6.3. Оценки за индивидуальный проект фиксируются в зачетной книжке
обучающегося, в ведомости (протоколе защиты) и журнале учебных занятий.
6.4. Оценка за индивидуальный проект учитывается при выставлении итоговой
оценки по общеобразовательной дисциплине.
7. Процедура защиты индивидуального проекта
7.1.

Выполнение

индивидуального

проекта

предполагает

защиту

индивидуального проекта, которая может быть организована по-разному: в рамках
специально организуемых мероприятий, в рамках проведения студенческих научных
конференций, в рамках специальных итоговых аттестационных мероприятий, в том
числе, комплексных.
Однако, независимо от формата мероприятий, обучающимся должна быть
обеспечена возможность:
- представить результаты своей работы в форме письменных отчетных
материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной
презентации;
- публично обсудить результаты деятельности с другими обучающимися,
преподавателями, специалистами-экспертами, организациями-партнерами;
- получить квалифицированную оценку профессиональной направленности
индивидуального проекта от членов педагогического коллектива и (или) приглашенных
экспертов (при наличии такой возможности).
7.2. Защита индивидуального проекта является обязательной процедурой и
проходит в соответствии с графиком выполнения проекта. График защиты

индивидуального проекта утверждается зам.директора по УВР.
Регламент проведения защиты проекта, в том числе сроки, параметры и критерии
оценки проекта должны быть известны обучающимся заранее.
7.3. Защита индивидуального проекта включает:
- выступление обучающегося (представление индивидуального проекта);
- ответы на вопросы преподавателя и присутствующих приглашенных экспертов.

8. Хранение индивидуальных проектов
8.1. Готовые индивидуальные проекты после защиты хранятся в методическом
кабинете в течение одного года. По истечении нормативного срока хранения подлежат
уничтожению в установленном порядке.
7.2 Лучшие индивидуальные проекты, изделия и продукты творческой
деятельности обучающихся, представляющие учебно-методическую ценность, могут
быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях техникума.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.